Загрузка...

Базовое высшее образование

Базовое высшее образование

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», в целях подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики с 2023/24 учебного года запущен пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования.

Проектом предусмотрено три уровня: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и профессиональное образование — аспирантура. Базовое высшее образование является полноценным, целостным и достаточным, т.е. обеспечивает подготовку востребованных специалистов, не требующих дальнейшего «доучивания».

Московский авиационный институт стал одним из шести университетов России — участников пилотного проекта. Его реализация в МАИ направлена на создание среды подготовки кадров нового поколения и гибкой образовательной модели, обеспечивающую трансформацию образовательных программ на основе анализа будущих потребностей индустрии.

Особенности программ базового высшего образования

С 2024 г. набор в университет по 9 меганаправлениям будет осуществляться на новые программы в рамках пилотного проекта. При этом университет самостоятельно определяет длительность программ. Срок обучения в МАИ по программам базового высшего образования по очной форме обучения составляет 4 года или 5,5 лет на разных направлениях подготовки в зависимости от цикла обновления профильных технологий.

Выпускники программ базового высшего образования МАИ станут комплексными специалистами, обладающими необходимыми профессиональными, бизнес- и IТ-компетенциями, а также критическим мышлением и культурными ценностями. Такие специалисты наиболее конкурентоспособны и востребованы индустрией, так как полностью готовы к выходу на рынок труда, обладают практическим опытом работы над реальными проектами и способны решать самые сложные профессиональные задачи высокотехнологичных отраслей.

Образовательные программы МАИ формируются с участием ведущих корпораций-работодателей на основе анализа долгосрочных задач индустрии, технологических трендов и кадровых потребностей высокотехнологичных отраслей экономики. Партнёрами МАИ являются компании, входящие в Госкорпорации Ростех, Роскосмос, Концерна ВКО «Алмаз-Антей», КТРВ, НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского и многие другие. Они участвуют в реализации образовательных программ, привлекают студентов к передовым исследованиям и проектам, являются заказчиками целевого обучения.

Программы базового высшего образования обеспечивают бесшовный переход от образовательной к профессиональной деятельности путём:

  • увеличения практической составляющей программ на базе проектов индустрии;
  • реализации сквозной проектной деятельности в течение всего срока обучения, обеспечивающей быструю адаптацию к реальным задачам;
  • внедрения новых модулей для понимания долгосрочных трендов развития отраслей и рынков, формирования навыков владения перспективными технологиями и внедрения новых технологических решений;
  • внедрения модуля бизнес-мышления, обеспечивающего компетенции в области управления командами и проектами.

Структура программ

В рамках новой системы каждый студент поэтапно уточняет свою образовательную траекторию через последовательный выбор объекта проектирования (например, самолёт, вертолёт, космический аппарат, программный продукт), профессиональной роли (например,конструктор, технолог, расчётчик) и будущего места трудоустройства. При этом, благодаря унификации первых двух курсов для всех программ, у студентов есть возможность смены траекторий и направления подготовки.

Программы базового высшего образования имеют модульную структуру, которая состоит из «ядерной» части и профессиональных модулей. «Ядро» программы, состоящее из 7 модулей, интегрирует базовые естественно-научные знания и лучшие практики гуманитарного образования, адаптированного под требования инженерной науки. Такой подход повышает уровень фундаментальности подготовки и развивает системное мышление.

  • Профессионально-карьерный модуль разработан для обеспечения ранней ориентации в профессиональной деятельности и включает погружение в различные профессии, экскурсии на предприятия, в т.ч. на ПАО «ОАК», АО «ОДК», ПАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва», «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» и другие, карьерные консультации и мероприятия для личного и профессионального роста. В рамках модуля студенты не только включаются в реальные проекты, но и имеют возможность трудоустроиться в профильные компании во время обучения.
  • Фундаментальный модуль является основой индивидуализации новых программ. Унифицированное содержание позволяет осуществлять обучение в смешанных междисциплинарных группах. По ключевым физико-математическим дисциплинам реализуется уровневая подготовка, учитывающая индивидуальные способности и обеспечивающая наиболее эффективное освоение материала.
  • Модуль цифровых компетенций предназначен для углублённого освоения цифровых технологий и методов, различных языков программирования для разработки цифровых сервисов, математического моделирования сложных объектов и процессов.
  • Модуль бизнес-мышления направлен на вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство, формирование инновационного мышления и компетенций в области управления проектами.
  • Модуль гуманитарного мышления направлен на развитие критического и абстрактного мышления и интеграцию социально-гуманитарных дисциплин в практическую деятельность инженера. Для различных траекторий разработан вариативный набор дисциплин по экономике, социологии, психологии и правоведению, а также уровневая подготовка по иностранному языку
  • Общепрофессиональный модуль нацелен на профессиональное развитие обучающегося. Содержание модуля, общего для всего направления подготовки, структурировано по объектам, с которыми предстоит работать будущему специалисту. Например, самолётостроение, космос, разработка систем компьютерного зрения.
  • Модуль специализации позволяет обучающимся углублять знания по объекту изучения, а также определить тип деятельности, которым в будущем планирует заниматься выпускник (например, стать технологом, конструктором, прочнистом, специалистом в области машинного обучения или больших языковых моделей). Исходя из этого выбора, каждому обучающемся предоставляется возможность построить индивидуальную цепочку дисциплин, формирующую его целевой профиль. 
  • Модуль перспективных технологий введён в структуру программ в целях обеспечения опережающей подготовки инженерных кадров, владеющих прорывными технологиями, наиболее востребованными в будущем: суперкомпьютерные технологии, искусственный интеллект в авиастроении, малые космические аппараты, электрические и гибридные силовые установки, интеллектуальные и беспилотные системы и др. Модуль реализуется в виде курсов по выбору, которые проходят на базе центров компетенций МАИ и ключевых технологических партнёров.
  • Новые программы предусматривают сочетание различных форматов и типов практик для развития проектных умений и навыков обучающихся через погружение в инженерную деятельность в работе с реальными проектами индустрии.
  • В программах базового высшего образования заложена сквозная проектная деятельность в течение всего обучения. Модуль проектов направлен на формирование междисциплинарного инженерного мышления. В рамках работы в командах студентам предоставляется возможность освоить разные инженерные роли – конструктора, разработчика, управленца. Тематики проектов определяются в коммуникации с предприятиями промышленности, центрами компетенций и лабораториями МАИ.
  • Каждый студент выполняет комплексный дипломный проект, который интегрирует в себя проекты за весь период обучения. Отличительной особенностью новой системы является раннее начало работы над дипломным проектом и его реализация в командном формате.

Таким образом на базе МАИ создаётся среда для обеспечения технологического лидерства индустрии и подготовки команд комплексных специалистов и лидеров изменений. Выпускник МАИ:

  • комплексно видит систему (рынок, отрасль, общество) как проектировщик жизненного цикла;
  • ставит инженерные задачи, запускает и управляет технологическими проектами;
  • проектирует работу от результата – финального продукта или услуги;
  • успешно внедряет новые технологии в индустрию;
  • управляет междисциплинарной командой.

Поступление

На 2024/25 учебный год в рамках программ базового высшего образования в МАИ выделено более 2600 бюджетных и 900 платных мест.

Обучающимся по программах базового высшего образования предоставляются льготы и стипендии, обучение на военной кафедре и другие возможности.

Для иностранных граждан будут сохранены четырёхлетние образовательные программы бакалавриата. Соотечественники поступают на тех же условиях, что и граждане РФ.


пришло время поведать тебе секретный ингредиент поступления

Наверх